Поисковая и исследовательская деятельность на основе ФГОС: суть, сходство и различие, профанация и грамотная реализация.

  • Общие характеристики исследовательской и проектной деятельности:

- общественно-значимые цели и задачи;

- структура включает многие общие компоненты;

- требование от разработчиков творчества, целеустремлённости, высокой мотивации;

- итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников.

  • Различия проектной и исследовательской деятельности:
  • Сущность любой проектной деятельности можно обозначить русским словом «замысел». В ходе научного исследования организуется поиск в какой-то определённой области , на начальном этапе обозначается лишь его направление.
  • Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта. На начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, которая сопровождается постановкой проблем исследований. Далее следует проверка выдвинутых предположений.

 

  • Основные этапы проведения научного исследования и проектных работ

 

Проект

Научное исследование

Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ

Формулировка замысла проекта: описание продукта проектной работы и его соответствие условиям будущего использования.

Осознание проблемы, существующей в данной  научной сфере.

Формулирование гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы.

Формулировка целей

Направлены на выполнение замысла проекта.

Направлены на решение научной проблемы.

Постановка задач

Нацелены на получение конкретного продукта проектных работ.

Нацелены на разностороннее научное исследование объекта изучения.

Выбор методов

Выбор методов обработки изделия.

Выбор общенаучных  методов исследовательской деятельности.

Выбор основных и вспомогательных  материалов. Выбор инструментов, приспособлений и оборудования.

Выбор специфических методов исследовательской деятельности.

Проведение проектных или исследовательских работ.

Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, целями и задачами, с использованием выбранных материалов и инструментов.

Получение конкретного продукта проектной деятельности.

Проведение научного исследования, направленного на решение  существующей научной проблемы. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования. Решение задач, конкретизирующих цели исследования.

Оценка свойств разработанного  продукта. Разработка рекомендаций к использованию полученного продукта.

Анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования.

Проверка возможности использования изделия в конкретных условиях.

Обсуждение полученных результатов исследования с компонентными лицами.

Практическое использование полученного продукта.

Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления.

             

 

Требование ФГОС обучать проектированию и исследованию пронизывает собой все ступени образования. Основная трудность в том, что сами требования изложены так, будто все совершенно ясно, что такое учебное и истинное проектирование, что такое учебное и настоящее исследование, в чём их сходство и различие, каковы возрастные рамки и ограничения в понимании и применении проектировочных и исследовательских практик и как быть, если сам учитель никогда в своей жизни ничего всерьёз (не на уровне обыденного, житейского  здравого смысла, а методически и технологически!) не проектировал и не исследовал.

            Почти всё, то подаётся  (делается, описывается в отчётах и портфолио,  докладывается в аттестационных комиссиях и т.п) учителями и администрациями школ в качестве результатов обучения проектной деятельности на уроках и вне урока, является на самом деле псевдо проектной псевдо деятельностью. То есть, вместо предполагаемой пользы приносит очевидный вред, поскольку является либо намеренным обманом, либо результатом невежественного самообмана.

            Начнём с определений.

Что такое проектирование?

Проектирование(от латинского projectus – «брошенный вперёд») – это процесс подготовки описания, необходимого для создания в заданных условиях ещё несуществующего ( то есть нового!) объекта, который нужно увидеть, придумать, изобрести. Описание объекта может быть задано по-разному: в виде текста, алгоритма, программы, чертежа, таблицы или комбинированию. Главной особенностью проектирования является работа с ещё несуществующим объектом, и потому ни у кого нет возможности описать новый объект несуществующий (знаковый, идеальный, виртуальный). На каждом витке исправлений описание становится всё более полным и точным.

            Что такое исследование?

Исследованиепроцесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления закономерностей возникновения, развития и преобразования его, это процесс выработки новых (подчеркнём – новых!) научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовать значит подвергнуть научному рассмотрению, тщательно изучить для выяснения, установления чего-либо.

            В чём же сходство этих двух важнейших в человеческой жизни «производств» - новых знаний и новых продуктов?

            Во-первых, их природа деятельностна, то есть содержит в себе все компоненты деятельности ученика: мотив, цель, алгоритм движения к цели, выбор средств, собственно действий по достижению цели с необходимыми по ходу дела корректировками движения к цели, получение результата, рефлексивная оценка полученного результата на соответствие / несоответствие его цели и общая рефлексия всей деятельности как очередной заполненной страницы в собственной биографии.

            Во-вторых, они сходны, потому что в их начале лежит одно и то же состояния автора и исследования, и проекта. Назовём это состояние неудовлетворённостью настоящим и сильным желанием изменить его в лучшую сторону.

            В-третьих, указанное сильное желание рационально, то есть осознается как проблема, которая требует решения.

В-четвёртых, автор-ученик до начала решения создаёт воображаемый образ (для проекта) или предположение-гипотезу (для исследования) того, что именно получится в результате решения проблемы.

            В-пятых,руководствуясь своей гипотезой возможного нового знания или воображаемым образом нового продукта, автор продумывает план решения проблемы, который представляет собой описание этапов-ступеней к получению нового знания или нового продукта.

            Этим сходство исчерпывается.

Рассмотрим теперь коренные различия исследования и проектирования.

            Во-первых,всякое серьёзное исследование происходит обязательно внутри научной традиции. Предметом и результатом исследования является научное знание, обладающее фиксированными признаками, главными из которых выступают доказательность, соответствие методов предмету, принятие экспертным сообществом,- в отличие от проектирования, предметы  которого многообразны (вещи, отношения, процессы, даже собственная биография и т.п.) и непосредственно встроены в повседневность.

            Во-вторых, исследовательская деятельность отличается от проектировочной по содержанию целей и результатов. Ученик-исследователь ищет и находит решение значимой для него и науки проблемы в сконструированном новом знании, приобщении к неизведанной грани истины; ученик-проектировщик – в изготовлении востребованного кем-либо продукта, обладающего потребительскими качествами. Даже если продукт это не вещь, а новая культура управления, фильм или спектакль, а может быть, и собственная биография.

            В-третьих, проектирование и исследование сильно различаются ещё по одному  существенному признаку. Для исследования показатель  эффективности (отношение результата к затратам) не имеет столь важного значения, как для проектирования. Проект, как бы ни был он нов и потребительски полезен, вообще не будет считаться успешным, коль его реализация невозможна или неэффективна. Исследование же ценится исключительно по достигнутому результату –новизне и красоте научного решения актуальной проблемы. Никто не предъявил Ньютону или Эйнштейну счёт и не спрашивал с них за неэффективное расходование ресурсов )сил, времени, средств, денег и др.).

Итак, подытожим.

Результат исследования есть только новое знание; результат проектирования – только продукт, обладающий новыми потребительскими качествами (предмет, вещь, фильм, методика, сюжет-текст и т.п.). И то, и другое должно быть получено учеником самостоятельно,  а не заимствовано откуда-то.

 

Алгоритм исследования включает:

  • Постановку задачи;
  • Предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач.
  • Формулировку исходной гипотезы или гипотез;
  • Теоретический анализ гипотез;
  • Планирование и организацию эксперимента;
  • Проведение эксперимента;
  • Анализ и обобщение полученных результатов;
  • Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
  • Окончательную формулировку новых фактов, закономерностей или даже законов;
  • Формулирование объяснений или научных предсказаний (прогнозов, утверждений, новых постулатов и т.п.).

Алгоритм проектирования включает:

  • Осознание несовершенства какого-либо явления, процесса, продукта; желание сделать эти явление, процесс, продукт заново или создать новые процессы, продукты, которые изменят к лучшему условия жизни ( в логике системно-деятельностного подхода это и проблема, и мотив проекта);
  • Формулирование цели и задач проекта. В логике системно-деятельностного  подхода данный компонент отвечает за первичный образ результата и предварительное продумывание этапов его достижения. При постановке цели и задач необходимо назвать критерии качества их осуществления;
  • Формулирование темы проекта;
  • Формулирование проектной гипотезы, наиболее часто в формате «если …, то…» Проектная гипотеза прописывает те способы и средства («если употребить…»), которые потребны для достижения результата – цели проекта («то получим…»);
  • Составление плана реализации проекта по этапам и срокам, с указанием сил и средств, привлекаемых на каждом этапе, а также критериев оптимального выполнения задач каждого этапа (обратить внимание на словосочетание «оптимальное выполнение», разобраться.Что оно означает, ибо для проекта получения продукта это принципиально);
  • Описание (предъявление, презентация) полученного результата проекта (нового продукта, процесса и т.п.) с опорой на те критерии качества, которые были введены при постановке цели проекта;
  • Рефлексия проведенной проектной деятельности как целого, оценка степени своей удовлетворённости полученным результатом, привлечение и рассмотрение оценок внешних экспертов. В рефлексивную процедуру обязательно входит и оценка соотношения полученного результата и затраченных сил и средств ( в этом смысл оптимальности), с удовлетворённостью его потребительскими качествами.

Теперь пришло время рассмотреть ряд негативных явлений, которые проявились в практике внедрения требований ФГОС к ученическому исследованию и проектированию, или: что получается, когда внедряют то, чего не понимают, потому что не знают.

      Речь пойдёт  о профанациях в массовой практике организации проектной и исследовательской деятельностей школьников. Действительно, многие не знают и не понимают, что такое деятельность вообще, исследование и проект, исследовательская и проектная деятельность. То, что в массовой современной школьной практике, отчитываясь о внедрении ФГОС, называют «исследованием» или «проектом», представляет собой в лучшем случае реферат на заданную учителем тему, а чаще всего просто некую работу неопределённого жанра, составленную из интернет-материалов, имеющих отношение к,  говоря ученическим языком, «погугленной» теме, опять же заданной учителем.  Когда мы говорим «тема задана учителем», имеем в виду два варианта: первый жёсткий – учитель продиктовал ученику формулировку темы, второй, более мягкий – учитель дал ученику на выбор несколько тем для «самостоятельной» проектной или исследовательской работы. Назовём главные признаки профанации проектирования и/или исследования в нынешней массовой педагогической практике.

  • Тема сформулирована общо и неконкретно им не содержит ни исследовательской ни проектировочной проблемы («Патриотические мотивы в лирике А.С. Пушкина», «Полководческий талант маршала Жукова», «Туристические маршруты Карелии», «Изготовление набора правильных многогранников для кабинета математики», «Создание слайд-фильма «Современная робототехника», «Выращивание кристаллов в домашних условиях» и т.п.)
  • Проблема исследования, проектов стихах А. С. Пушкина энциклопедией русской жизни?», «Опасность фальсификаций истории ВОВ», «Как помочь детскому саду в оборудовании санной горки для рождественских праздников», «Почему подростки из неблагополучных семей часто становятся жертвами вредных привычек а общеизвестна, банальна, давно решена, списана из Интернета , несамостоятельна, не имеет отношения к личности «автора» - ученика («Прав ли В. Г. Белинский, назвав роман в стихах А. С. Пушкина