Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу

-Не худшая все - таки участь:

Мне кажется, я их чему-то учу,

А это они меня учат.

А. Дольский

Учиться вместе с детьми новому, поглощать знания, экспериментировать, изучать, сомневаться в сделанном, доверять, доказывать и спорить, в споре и совместной деятельности с детьми постигать новые знания- это то, ради чего живу и работаю.

Быть учителем трудно, почетно и  к, сожалению, не престижно. Говорят, что в педагогике сейчас  «случайные» люди. Думаю, что «случайные» давно сменили род своих занятий. Выбор профессии- это исполнение детской мечты или жесткая необходимость следовать «расчету». Человек становится хорошим профессионалом, если его выбор был осознанно сделан, и выбранная профессия пришлась  по душе.

«Буду учителем», - сказала я маме в первом классе и сдержала свое слово. Мне очень повезло - во время учебы меня учили и воспитывали очень хорошие учителя,  опытные, мудрые, умные. Важную роль в моей судьбе сыграли два педагога и мама. Свою первую учительницу я увидела еще в детском саду. Красивая, энергичная, веселая, жизнерадостная, грамотная. Лариса Александровна Зубенко стала для нас, первоклашек, за два года другом, воспитателем, наставником, мамой. Казалось, она не уставала. А ведь у нее было три класса в малокомплектной Коммунарской начальной школе. А после занятий она водила нас в походы, каталась с нами на лыжах и санках, устраивала соревнования, разрабатывала сценарии праздников, которые мы проводили в сельском клубе. Учила нас вязать, шить, петь и танцевать. Лариса Александровна была в центре культурной жизни села. Мы даже не заметили как научились читать, писать, решать задачи… Я мечтала во всем быть похожей на Ларису Александровну, и поэтому после окончания девяти классов в Калининской средней школы я поступила в Бугурусланский педагогический колледж. На втором курсе моим куратором и преподавателем предмета «Методика преподавания математики в основной школе» становится Эмма Михайловна Попова. Учитель с огромным педагогическим стажем и опытом. Очень внимательная, чуткая, строгая, аккуратная, спокойная, настойчивая и справедливая. К нам, студентам, она обращалась на Вы, никогда не вспоминала наши «пробелы»  в математике после занятий. Урок- это урок, а жизнь- это жизнь. Эмма Михайловна делилась с нами своим жизненным опытом, помогала в трудных ситуациях, находила время выслушать и помочь. После моего уже не первого урока, который я давала на практике, она подошла ко мне и сказала: «Маша, не вздумайте уйти на рынок, вы будете хорошим учителем». Тогда я ей поверила и решила, что буду учить детей математике. А ведь из 32 выпускников нашей группы только шестая часть стали учителями,  остальные работают в полиции, юристами в банках, торгуют на рынке.

И, конечно, если бы не моя мама, все могло быть иначе. Мама поддержала меня в выборе профессии, согласилась с моими  желаниями, помогла в выборе учебного заведения. Город  Бугуруслан от моего дома находился на расстоянии трехсот километров, но это не стало препятствием. Она писала письма, звонила, выслушивала, советовала. А еще она говорила мне: «Любую работу надо выполнять хорошо, какая бы она не была. Не можешь делать хорошо - не берись.» моя активная жизненная позиция сформирована стараниями Ларисы Александровны. Умению видеть в людях не только недостатки, но и положительные качества и профессионализму я училась у Эммы Михайловны. А мама научила меня работать так, чтобы завтра не было стыдно за сделанное сегодня.

Ни разу за время работы я не пожалела о своем выборе. Даже если было трудно, находила силы переосмыслить, проанализировать и идти вперед. Сегодня очень тяжело успевать за новыми изменениями в жизни, но  есть мои ученики и студенты, которые помогут, подскажут, исправят. Ошибаться и учиться  не стыдно, стыдно не исправлять и не признавать ошибки и считать, что все знаешь.

Быть педагогом - это значит быть помощником в получении знаний, направлять, корректировать, анализировать, «учить детей учиться», используя в работе, не только мел и доску и слова, а все то, что ребенку близко и интересно: телефон, компьютер, социальные сети. Главный принцип  моей работы - «не навреди», сделай так, чтобы  без давления дети учили материал, шли на урок без принуждения, с интересом. Понимание значения образования не сформировано даже у студентов, поэтому урок должен в первую очередь нести воспитательную и развивающую миссию. Поведение, поступки педагога не должны идти в разрез со словами, дети видят фальшь и учатся у нас  на примерах нашего поведения. В работе я стараюсь следовать всему тому, чему меня учили мои учителя и даже большему. Быть современным педагогом тяжело, но идти в ногу со  временем -  задача любого педагога.