Поисковая и исследовательская деятельность на основе ФГОС: суть, сходство и различие, профанация и грамотная реализация.
- Общие характеристики исследовательской и проектной деятельности:
- общественно-значимые цели и задачи;
- структура включает многие общие компоненты;
- требование от разработчиков творчества, целеустремлённости, высокой мотивации;
- итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников.
- Различия проектной и исследовательской деятельности:
- Сущность любой проектной деятельности можно обозначить русским словом «замысел». В ходе научного исследования организуется поиск в какой-то определённой области , на начальном этапе обозначается лишь его направление.
- Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта. На начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, которая сопровождается постановкой проблем исследований. Далее следует проверка выдвинутых предположений.
- Основные этапы проведения научного исследования и проектных работ
Проект |
Научное исследование |
|||||
Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ |
||||||
Формулировка замысла проекта: описание продукта проектной работы и его соответствие условиям будущего использования. |
Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере. Формулирование гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы. |
|||||
Формулировка целей |
||||||
Направлены на выполнение замысла проекта. |
Направлены на решение научной проблемы. |
|||||
Постановка задач |
||||||
Нацелены на получение конкретного продукта проектных работ. |
Нацелены на разностороннее научное исследование объекта изучения. |
|||||
Выбор методов |
||||||
Выбор методов обработки изделия. |
Выбор общенаучных методов исследовательской деятельности. |
|||||
Выбор основных и вспомогательных материалов. Выбор инструментов, приспособлений и оборудования. |
Выбор специфических методов исследовательской деятельности. |
|||||
Проведение проектных или исследовательских работ. |
||||||
Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, целями и задачами, с использованием выбранных материалов и инструментов. Получение конкретного продукта проектной деятельности. |
Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования. Решение задач, конкретизирующих цели исследования. |
|||||
Оценка свойств разработанного продукта. Разработка рекомендаций к использованию полученного продукта. |
Анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования. |
|||||
Проверка возможности использования изделия в конкретных условиях. |
Обсуждение полученных результатов исследования с компонентными лицами. |
|||||
Практическое использование полученного продукта. |
Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления. |
|||||
Требование ФГОС обучать проектированию и исследованию пронизывает собой все ступени образования. Основная трудность в том, что сами требования изложены так, будто все совершенно ясно, что такое учебное и истинное проектирование, что такое учебное и настоящее исследование, в чём их сходство и различие, каковы возрастные рамки и ограничения в понимании и применении проектировочных и исследовательских практик и как быть, если сам учитель никогда в своей жизни ничего всерьёз (не на уровне обыденного, житейского здравого смысла, а методически и технологически!) не проектировал и не исследовал.
Почти всё, то подаётся (делается, описывается в отчётах и портфолио, докладывается в аттестационных комиссиях и т.п) учителями и администрациями школ в качестве результатов обучения проектной деятельности на уроках и вне урока, является на самом деле псевдо проектной псевдо деятельностью. То есть, вместо предполагаемой пользы приносит очевидный вред, поскольку является либо намеренным обманом, либо результатом невежественного самообмана.
Начнём с определений.
Что такое проектирование?
Проектирование(от латинского projectus – «брошенный вперёд») – это процесс подготовки описания, необходимого для создания в заданных условиях ещё несуществующего ( то есть нового!) объекта, который нужно увидеть, придумать, изобрести. Описание объекта может быть задано по-разному: в виде текста, алгоритма, программы, чертежа, таблицы или комбинированию. Главной особенностью проектирования является работа с ещё несуществующим объектом, и потому ни у кого нет возможности описать новый объект несуществующий (знаковый, идеальный, виртуальный). На каждом витке исправлений описание становится всё более полным и точным.
Что такое исследование?
Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления закономерностей возникновения, развития и преобразования его, это процесс выработки новых (подчеркнём – новых!) научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовать значит подвергнуть научному рассмотрению, тщательно изучить для выяснения, установления чего-либо.
В чём же сходство этих двух важнейших в человеческой жизни «производств» - новых знаний и новых продуктов?
Во-первых, их природа деятельностна, то есть содержит в себе все компоненты деятельности ученика: мотив, цель, алгоритм движения к цели, выбор средств, собственно действий по достижению цели с необходимыми по ходу дела корректировками движения к цели, получение результата, рефлексивная оценка полученного результата на соответствие / несоответствие его цели и общая рефлексия всей деятельности как очередной заполненной страницы в собственной биографии.
Во-вторых, они сходны, потому что в их начале лежит одно и то же состояния автора и исследования, и проекта. Назовём это состояние неудовлетворённостью настоящим и сильным желанием изменить его в лучшую сторону.
В-третьих, указанное сильное желание рационально, то есть осознается как проблема, которая требует решения.
В-четвёртых, автор-ученик до начала решения создаёт воображаемый образ (для проекта) или предположение-гипотезу (для исследования) того, что именно получится в результате решения проблемы.
В-пятых,руководствуясь своей гипотезой возможного нового знания или воображаемым образом нового продукта, автор продумывает план решения проблемы, который представляет собой описание этапов-ступеней к получению нового знания или нового продукта.
Этим сходство исчерпывается.
Рассмотрим теперь коренные различия исследования и проектирования.
Во-первых,всякое серьёзное исследование происходит обязательно внутри научной традиции. Предметом и результатом исследования является научное знание, обладающее фиксированными признаками, главными из которых выступают доказательность, соответствие методов предмету, принятие экспертным сообществом,- в отличие от проектирования, предметы которого многообразны (вещи, отношения, процессы, даже собственная биография и т.п.) и непосредственно встроены в повседневность.
Во-вторых, исследовательская деятельность отличается от проектировочной по содержанию целей и результатов. Ученик-исследователь ищет и находит решение значимой для него и науки проблемы в сконструированном новом знании, приобщении к неизведанной грани истины; ученик-проектировщик – в изготовлении востребованного кем-либо продукта, обладающего потребительскими качествами. Даже если продукт это не вещь, а новая культура управления, фильм или спектакль, а может быть, и собственная биография.
В-третьих, проектирование и исследование сильно различаются ещё по одному существенному признаку. Для исследования показатель эффективности (отношение результата к затратам) не имеет столь важного значения, как для проектирования. Проект, как бы ни был он нов и потребительски полезен, вообще не будет считаться успешным, коль его реализация невозможна или неэффективна. Исследование же ценится исключительно по достигнутому результату –новизне и красоте научного решения актуальной проблемы. Никто не предъявил Ньютону или Эйнштейну счёт и не спрашивал с них за неэффективное расходование ресурсов )сил, времени, средств, денег и др.).
Итак, подытожим.
Результат исследования есть только новое знание; результат проектирования – только продукт, обладающий новыми потребительскими качествами (предмет, вещь, фильм, методика, сюжет-текст и т.п.). И то, и другое должно быть получено учеником самостоятельно, а не заимствовано откуда-то.
Алгоритм исследования включает:
- Постановку задачи;
- Предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач.
- Формулировку исходной гипотезы или гипотез;
- Теоретический анализ гипотез;
- Планирование и организацию эксперимента;
- Проведение эксперимента;
- Анализ и обобщение полученных результатов;
- Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
- Окончательную формулировку новых фактов, закономерностей или даже законов;
- Формулирование объяснений или научных предсказаний (прогнозов, утверждений, новых постулатов и т.п.).
Алгоритм проектирования включает:
- Осознание несовершенства какого-либо явления, процесса, продукта; желание сделать эти явление, процесс, продукт заново или создать новые процессы, продукты, которые изменят к лучшему условия жизни ( в логике системно-деятельностного подхода это и проблема, и мотив проекта);
- Формулирование цели и задач проекта. В логике системно-деятельностного подхода данный компонент отвечает за первичный образ результата и предварительное продумывание этапов его достижения. При постановке цели и задач необходимо назвать критерии качества их осуществления;
- Формулирование темы проекта;
- Формулирование проектной гипотезы, наиболее часто в формате «если …, то…» Проектная гипотеза прописывает те способы и средства («если употребить…»), которые потребны для достижения результата – цели проекта («то получим…»);
- Составление плана реализации проекта по этапам и срокам, с указанием сил и средств, привлекаемых на каждом этапе, а также критериев оптимального выполнения задач каждого этапа (обратить внимание на словосочетание «оптимальное выполнение», разобраться.Что оно означает, ибо для проекта получения продукта это принципиально);
- Описание (предъявление, презентация) полученного результата проекта (нового продукта, процесса и т.п.) с опорой на те критерии качества, которые были введены при постановке цели проекта;
- Рефлексия проведенной проектной деятельности как целого, оценка степени своей удовлетворённости полученным результатом, привлечение и рассмотрение оценок внешних экспертов. В рефлексивную процедуру обязательно входит и оценка соотношения полученного результата и затраченных сил и средств ( в этом смысл оптимальности), с удовлетворённостью его потребительскими качествами.
Теперь пришло время рассмотреть ряд негативных явлений, которые проявились в практике внедрения требований ФГОС к ученическому исследованию и проектированию, или: что получается, когда внедряют то, чего не понимают, потому что не знают.
Речь пойдёт о профанациях в массовой практике организации проектной и исследовательской деятельностей школьников. Действительно, многие не знают и не понимают, что такое деятельность вообще, исследование и проект, исследовательская и проектная деятельность. То, что в массовой современной школьной практике, отчитываясь о внедрении ФГОС, называют «исследованием» или «проектом», представляет собой в лучшем случае реферат на заданную учителем тему, а чаще всего просто некую работу неопределённого жанра, составленную из интернет-материалов, имеющих отношение к, говоря ученическим языком, «погугленной» теме, опять же заданной учителем. Когда мы говорим «тема задана учителем», имеем в виду два варианта: первый жёсткий – учитель продиктовал ученику формулировку темы, второй, более мягкий – учитель дал ученику на выбор несколько тем для «самостоятельной» проектной или исследовательской работы. Назовём главные признаки профанации проектирования и/или исследования в нынешней массовой педагогической практике.
- Тема сформулирована общо и неконкретно им не содержит ни исследовательской ни проектировочной проблемы («Патриотические мотивы в лирике А.С. Пушкина», «Полководческий талант маршала Жукова», «Туристические маршруты Карелии», «Изготовление набора правильных многогранников для кабинета математики», «Создание слайд-фильма «Современная робототехника», «Выращивание кристаллов в домашних условиях» и т.п.)
- Проблема исследования, проектов стихах А. С. Пушкина энциклопедией русской жизни?», «Опасность фальсификаций истории ВОВ», «Как помочь детскому саду в оборудовании санной горки для рождественских праздников», «Почему подростки из неблагополучных семей часто становятся жертвами вредных привычек а общеизвестна, банальна, давно решена, списана из Интернета , несамостоятельна, не имеет отношения к личности «автора» - ученика («Прав ли В. Г. Белинский, назвав роман в стихах А. С. Пушкина